группа вербный мед
группа вербный мед
Наши новости
История группы
Новости
Фотогалерея
Тексты песен
Наши друзья
О нас пишут
ФОРУМ
Пишите нам:
odrerir@narod.ru


Журнал "Ушастые Хроники": Интервью с Мариной "Исидой" Зайцевой





Исида: "Рагнарёк не из моей мифологии"

Марина Зайцева - лидер группы "Вербный Мёд" и чрезвычайно интересная Сущность. По одной из версий, в прошлой жизни была египтянкой.
Богиня Исида - в Древнеегипетской, а потом и в греко-римской мифологии богиня материнской любви, магии, плодородия, неба и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания.




Алексей Самойлов (АС): Когда был последний Рагнарек? (конец света - прим. ред.)
Марина Зайцева (МЗ): Боюсь, Рагнарек не из моей мифологии, я предпочитаю древнеегипетскую.

АС: Может, у древних египтян был синоним?
МЗ: Не было у них такого. Не исключено, что начало и конец мира для них – по сути одно и то же.

АС: А ты в нем участвовала?
МЗ: Моя покровительница, богиня Исида, в нем явно не участвовала. Она – не из тех богов, что были создателями.

Светлана Воронцова (СВ): Каким образом богиня Исида стала твоей покровительницей?
МЗ: Этот ник прилепился ко мне совершенно случайно. На втором курсе РГГУ, когда я уже увлекалась египтологией, я послушала очень интересную лекцию об Исиде и окончательно влюбилась в Египет. Начиналась же моя любовь с дивной личности – господина Эхнатона, известного как муж Нефертити. Он впервые в истории утвердил монотеизм, и это меня очень удивило. А Исида… она меня поразила тем, что иконографический образ Христианской Богоматери идёт из Древнего Египта – Исида с младенцем Гором. Четыре года в институте я посвятила иконографии богини Исиды и тому, каким образом это повлияло на иконографию христианства. И когда мне нужно было придумать свой первый электронный адрес, Исида крутилась у меня в голове, и я сказала – пусть будет isida@mail.ru. Через какое-то время меня начали называть Исидой за глаза, потом в глаза, а потом я поняла, что это я. Интересно, что мы и характерами похожи. Но самое удивительное, что меня крестили именем Марины 27 мая, а это – день Святой Исидоры.

СВ: Неужели православная иконография связана с древним Египтом?
МЗ: Не только православная. Во Франции, если я не путаю, века до 16-го хранилась статуя богини Исиды, которую принимали за воплощение Богоматери. В древности Лютеция, современный Париж, была городом Исиды. Что касается ее сына Гора, то он – прототип Святого Георгия. Так что на гербе Москвы изображено древнеегипетское божество.

АС: Где тот перекресток, на котором ваши с наукой дороги разошлись?
МЗ: Перекресток был на защите моего диплома. Мой научный руководитель очень ценил ту работу, которую я проделала, перелопатив горы материала по древнему Египту. Меня защищал один оппонент, а второй принадлежал к другому лагерю египтологов. Она и пыталась меня завалить, и только про мою защиту сказали, что это были настоящие шекспировские страсти. В итоге я решила кинуть жребий. Я сказала себе после защиты: «если мне ставят пять, я иду в аспирантуру, если четыре – устраиваюсь на работу в туризм (чтобы, например, съездить таки в Египет)». Самое смешное, что случай мой оказался беспрецедентным. Они сказали: «мы не можем поставить тебе ни «пять», ни «четыре» – либо «пять с минусом», либо «четыре с плюсом». И, в конце концов, поставили «четыре с плюсом», и в диплом пошло «четыре». Я не пошла в аспирантуру и устроилась работать в туризм. Но с наукой я периодически встречаюсь. Сейчас выходит «Энциклопедия сакральной географии», в ней будут четыре моих статьи по сакральным местам древнего Египта, правда там же будут еще три статьи по Ирландии.

СВ: С чем связан феномен русских ирландцев?
МЗ: Есть теория, что каким-то образом, может, энергетическим, кельтская и славянская культуры объединены. Например, обобщенный образ русской народной музыки – весёлая, ударная – выпили водки, спели, потанцевали от души. То же самое с ирландцами – выпили виски, попели, поплясали хорошенько…

АС: Факт занятный – египетская Исида занимается кельтской музыкой.
МЗ: Я с детства обожала «Greensleeves», в юности – каюсь – посещала дискотеки, хоть они меня сильно раздражали своей ужасной музыкой... Но была единственная вещь, которая мне нравилась – «How much is the fish» группа Scooter и нравилась только той известной бретонской вставочкой… Я постоянно её заказывала. Через какое-то время, попав в «Вермель», на «Мервенте» я услышала эту музыку и была в шоке – почему «Scooter» играют на арфе?

СВ: Науке что-нибудь известно о дренеегипетском музыкальном искусстве?
МЗ: К сожалению, всё утеряно. Судя по фрескам у них были флейты и арфы. Есть одна занятная теория, согласно которой в культе, посвящённом Осирису, участвовали эти два инструмента. Игра на арфе символизировала собирание останков этого божества, а когда играли на флейте – ему давали дыхание. Кстати, арфа также идет лейтмотивом в Ирландской культуре (на гербе, как известно, в том числе). А что касается самой Исиды, то в эллинистической иконографии она изображалась с музыкальным инструментом, который я ужасно хочу приобрести – он называется систр. Он внешне напоминает большой камертон. Систром звенели, чтобы отгонять злых духов, и он был одним из атрибутов сначала богини любви и веселья Хатхор, а потом и Исиды. А в другой руке у неё изображалась ситула – круглое ведёрко, в котором была священная вода или молоко.

СВ: А как же анх?
МЗ: Любимый готический атрибут, который все носят, но никто не знает, что он означает. Анх – это символ жизненной силы. Боги часто изображались на фресках держащими его в руке. Исида тоже иногда с ним изображалась. Это не просто символ, это внешний вид древнеегипетского иероглифа – «жизнь» – «анх» это его звучание. Во времена Эхнатона, когда всех богов задвинули далеко и надолго, был такой символ – солнышко с ручками, которые держали этот крест. Так что анх никогда не был личным атрибутом Исиды. В ранней иконографии у неё вообще в руках ничего не было. Первоначально у неё был трон на голове, и этот иероглиф означает её имя. Произносился он как «ИСТ», или «Исет», поэтому называть Исиду Изидой – неправильно, звука «З» в Древнем Египте не было.
С одной стороны Исида – царица, а с другой стороны – небо. Небо у египтян было женского пола, а земля – мужского, в отличие от славян, например. Исида была и женой царя, и матерью царя одновременно – вот оттуда ее знак «трон». Гор – это её сын, и символически – это каждый фараон, который правил. Позднее образы Исиды и богини любви и веселья Хатхор смешались, и у неё появились коровьи рога, а между ними солнце. Корова была символом неба…

АС: А как Исида, которая сейчас перед нами, пришла к музыке?
МЗ: Я с детства сначала училась в музыкальной школе, потом пела в Народном «Театре Оперетты на Калитниках», училась на курсах классической гитары. Затем были университетский и церковный хор. Вообще я давно задумывалась о создании группы. Но никак не могла выбрать направление. Мне очень нравился русский рок, но петь его я не хотела. Хотя впоследствии такой опыт был, но почему-то не легло на душу. И вот однажды я посмотрела шоу Майкла Флетли, и страшно влюбилась в ирландские танцы. А к тому времени мне уже сильно нравилась эта музыка…
Я и не думала, что в Москве подобным танцам можно обучаться. И вот подруга, с которой мы спелись ещё в хоре, пригласила меня на репетицию своей группы. Сейчас они называются «Moonlit Valley», а ранее – «Celtic Ghost». Тогда у меня был интересный период в жизни – я, наконец, побывала в Египте, а во время поездки прочитала «Алхимика» Коэльо. После чего меня замкнуло на всяких Знаках. А на репетиции раздавали флаера, и в том, чтобы пойти на концерт, я увидела знак. На концерте я приметила танцующую именно эти ирландские танцы Светлану Кузнецову, подошла к ней и сказала «хочу». Она ответила, что есть такие занятия, только далеко – «Площадь Ильича». А мне до туда – проехать две остановки на трамвае. Я решила, что это ещё больший Знак… Я приехала, но был февраль, а набор в “Lege Artis” закончился в сентябре. Меня не взяли, но я понимала, что до сентября может двадцать раз всё поменяться. Но буквально следующим утром подруга, которая меня утешала, позвонила и сказала, что в ДК на «Дубровке» (бывший ДК ГПЗ) есть ирландские танцы, набор в марте, называется это «Iridan», и «я уже записалась». В этом самом ДК я занималась бальными танцами лет в восемь, и он находится напротив школы, где я училась. Вот так я и попала в «ирландскую» среду.

АС: Как ты пришла к пению в группе?
МЗ: В «Иридане» я узнала, что в «Вермеле» по вторникам проходят танцевальные вечеринки. Я ходила туда в течение года и узнала не только традиционный ирландский фолк, но и «Мельницу», «Ветер Воды»… Мне близко и то, и то, и я не примкнула ни к лагерю тех, кто ходил только на фолк, ни к тем, кто ходил только на «нео-фолк». После года в «Иридане» я поняла, что пою всё равно лучше, чем танцую. Моя судьба сильно переменилась, дело в том, что я получила травму колена, когда танцевала в «Вермеле». На этом же вечере меня приглашали в одну группу танцовщицей – и тут эта травма. Я поняла, что с танцами я завязала… и мне нужно искать группу, в которой можно петь. Шансы были минимальными, потому что обычно не музыканты ищут вокалисток – а наоборот. Но однажды на портале «Вереск» я нашла проект Алексея Сафонова, которому была нужна вокалистка, проект назывался «Вербный Мёд», и оказалось, что я была знакома с его бас-гитаристом. И вот первый раз я вышла из дома, после травмы, чтобы поехать на репетицию.

АС: Какую трансформацию перетерпел «Вербный Мед» с тех времен?
МЗ: Полную. Осталось две песни в репертуаре, и очень много идей, которые хочется воплотить в жизнь. Правда, вокалистка осталась прежней, только теперь она стала лидером группы. Направление – англоязычные ирландские и русские традиционные, а также авторский фолк. А ещё я говорю, что всё, что мы делаем – очень по-постмодернистски.

СВ: Каково происхождение названия группы?
МЗ: Название придумал Алексей Сафонов. Это был «наш ответ Чемберлену» в виде «Верескового Мёда», типа созвучно, но зато по-русски – «Вербный». Название сразу как-то легло на душу, а у меня с ним была первая ассоциация – скандинавский «Мёд Поэзии». Бог Один, как известно, похитил его и стал первым скальдом. Поэтому я свой сайт назвала «Одрёрир» (http://odrerir.narod.ru) – «Мёд Поэзии». Правда, название, к сожалению, никто не запоминает.

АС: Что с «Вербным Медом» на данный момент? Не прокис ли?
МЗ: Он, как хорошее вино, настаивается со временем. Живет, здравствует. Мы устраиваем медовушные квартирники, выступаем на фестивалях. У нас будут изменения в репертуаре, и мы хотим различать программы традиционного и авторского фолка.

АС: Кто занимается в проекте авторской частью?
МЗ: Он основан либо на моих текстах, либо на текстах поэтов Серебряного Века. Также многие друзья нам дарят свои песни.

АС: А есть ли у вас арфа в коллективе?
МЗ: Да, конечно. Ирландская арфа, на ней играет Женя Шелехова. Совершенно замечательный человек. И ещё у нас есть ирландский бубен – боуран.

АС: Что такое потолок, с которого часто берутся вопросы?
МЗ: Я придерживаюсь теории, что есть некое информационное поле Земли, с которым мы имеем некую подстройку, как с Интернетом. Если мы обладаем неким модемом или выделенкой…

АС: Каким девайсом ты подключаешься к потолку?
МЗ: По разному. В сновидениях это выделенка, особенно если это осознанное сновидение [интервью с Исидой на тему "осознанных сновидений" можно почитать в журнале "Эгоист"(№12, 2005)].

АС: Какой твой самый нелюбимый вопрос?
МЗ: «Кто из ваших коллег по цеху вам не нравится?» Всё-таки каждый делает своё дело. Почему я не стала, например, редактором? Потому что я настолько преклоняюсь перед понятием творчество, что не могу критиковать чьи-то произведения. Творчество – это некая божественная искра, это «выделенка».

АС: А кто пишет твои тексты? Ты ли?
МЗ: Довольно часто ощущаю, что не я. Вот пример. Задолго до увлечения египтологией, я написала стихотворение про египетские пирамиды. А потом я была в шоке – в нём были такие символы, которые я ещё тогда не знала. И смысл стихотворения я поняла гораздо позже его написания.

АС: Что у нас творится с парадоксами?
МЗ: Для меня правда – логична, а истина парадоксальна. Рассудком и логикой Аристотеля Истина не познаётся, понять её нельзя, но можно почувствовать сердцем. Например, истинная любовь – настолько парадоксальна… Кстати говоря, в Древнем Египте считали, что думают сердцем и говорили: «он мудрый сердцем». На загробном суде взвешивали именно сердце, и если оно было тяжелее пера истины Маат, значит истец был грешен и увы…

АС: Время существует?
МЗ: Такое ощущение, что нет. Если только в структуре нашего явленного мифа… то есть мира. Это просто одно из четырёх измерений. Правда, есть ещё пятое. На мой взгляд, любовь – это тоже измерение. Любовь не как чувство, эмоция, а в более возвышенном виде. Любовь как Бог – в христианском понимании.

(с) Алексей Самойлов aka Заяц, главный редактор журнала "Ушастые Хроники", Светлана Воронцова, журналист

Обcудить это интервью можно на нашем ФОРУМЕ

 
о группе новости фотографии песни пресса о нас наши друзья обсудить в ЖЖ
 
1
Hosted by uCoz