|
…ТОЛЬКО ТАКАЯ ЛЮБОВЬ ЗОВЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ РАВНЫХ (Газета "Тверская Жизнь" о нашем концерте в Твери от 21 янв. 2007)
Эта строчка из старинной шотландской песни вполне адекватно описывает бытование на современной сцене определенных музыкальных направлений. Для широкой публики их вроде бы и не существует в природе, однако они занимают свою, строго определенную нишу. И отличаются от общеупотребительной музыкальной продукции, выражаясь в физико-технической терминологии, дополнительным количеством степеней свободы.
Как раз на такую музыку делает ставку арт-клуб «Театр теней», пригласивший в воскресенье в студенческий клуб «От заката до рассвета» московский состав «Вербный мед». Компанию москвичам составили автор и исполнитель Ярослав, известный в определенных кругах как Железный Проповедник, и тверская группа «Эпоха странствий», игравшая на этот раз в усеченном составе.
Название московской группы определенно вызывало в памяти весьма популярных представителей этого же направления «Вересковый мед». Певица и лидер «Вербного меда» Марина, более известная в своих кругах как Исида, прокомментировала: «Это наш ответ коллегам». Оказывается, существует отдельный сорт меда – вербный – самый ранний, поскольку ива (кто бы мог подумать, что это растение тоже может быть медоносом!) в наших краях расцветает едва ли не самой первой. Из чего можно предположить, что «Вербный мед» обращается к самым ранним пластам славянской культуры. Впрочем, как оказалось, музыкальной реконструкцией эта команда не занимается. Однако в их программе обнаружилось два образца русского фольклора, записанных в экспедициях друзьями музыкантов: хороводная песня «Верьба» (Марина назвала ее «корпоративным гимном группы») и народный духовный стих «Грешный человече», который мог быть сложен и в начале XVII, и в конце XIX веков. В отличие от традиционных фольклорных коллективов в исполнение этих вещей «Вербный мед» привнес привычную для себя ирландско-шотландскую основу. Что не лишено исторической логики: существует достаточно убедительная теория об изначальном генетическом родстве кельтской и славянской культур. Сами же музыканты называют подобное смешение стилей и традиций просто постмодернизмом.
Основу программы «Вербного меда» составляют традиционные ирландские и шотландские песни – и на языке оригинала, и в авторской интерпретации. Прозвучало и несколько вещей на стихи Роберта Бернса, в том числе знаменитая «Шотландская застольная». Тут стала понятна логика организаторов, которые сначала планировали провести этот концерт в малом зале рядом с баром, но потом переместились на танцпол. Народ некоторое время держался, но потом все-таки пустился в пляс. Тому способствовал скрипач Сергей, более известный как Топор – вполне соответствующий своему нику дядя внушительных габаритов, украшенный лисьими мехами. На первой же песне он спустился к зрителям – понес, так сказать, танцевальную культуру в массы. Которые тут же откликнулись развеселой джигой.
Любопытно, что сама Марина соотносит «фэнтези-фолк-рок», который предпочитает ее команда, с традициями КСП, исходя из того, что и здесь, и там далеко не последнюю роль играют тексты песен. Тут можно поспорить уже потому, что тексты, несмотря на старания звукорежиссера Леши, слышны были далеко не всегда, чисто музыкальная же составляющая для «Вербного меда» не менее, а может быть, и более важна. А иначе зачем было помимо гитары и клавиш использовать множество экзотических инструментов – несколько флейт, скрипку, ирландский тамбурин с необычно бархатным звуком и даже настоящую шотландскую волынку, на которой залихватски дудел вполне аутентичный шотландец в клетчатом кильте и берете.
Изрядная часть песен «Вербного меда» была посвящена одной теме – свободе. Этим Марина фактически ответила на «хороший вопрос» о том, не хочется ли ей обыкновенной популярности, высоких мест в чартах, мелькания «в телевизоре» и прочих признаков успеха. Оказалось, свобода самовыражения и возможность играть не то, что требуется, а то, что хочется, – дороже. Тем более, ехидно заметила певица, а по «мирской» профессии журналистка, уже фактически принят закон о запрете на использование фонограмм. Как же теперь попсовики петь-то будут? А «Вербный мед» и подобные проекты могут позволить себе все что душеньке угодно, хотя бы уже потому, что на кусок хлеба они зарабатывают совсем другим. А фэнтези-фолк-рок – это изысканное хобби.
Закончился концерт несколько неожиданной, но чрезвычайно уместной именной в этом заведении вещичкой – «Вербный мед» грянул «Гаудеамус», превращенный русскими кельтами в «студенческую джигу». Народ плясал неистово, рискуя проломить танцпол, рассчитанный на несколько другие ритмы. И уж точно не подсчитывал, а просто с удовольствием пользовался дополнительными степенями свободы.
(с) Нина ХАГЕНОВА, "Тверская Жизнь"
23 января 2007 (вторник) 26102 - 11 (архивный выпуск).
ОРИГИНАЛ СТАТЬИ
Обcудить эту cтатью можно на нашем ФОРУМЕ
Фото здесь наше, а не из газеты :) Остальные фотки с этого концерта - в нашей ГАЛЕРЕЕ.
Тверской фото-репортаж Исиды (неофициальный и с комментариями ;) можно посмотреть ЗДЕСЬ
|